В последние дни зимы в конференц-зале управление образования города прошли мероприятия управленческо-методической сессии «Зимнее погружение: механизмы управления качеством образования» для руководителей школ, их заместителей, методистов, руководителей городских и школьных методических объединений, супервизоров, «ключевых» (в плане реализации региональных проектов) педагогов. Лекторами и модераторами выступили начальник отдела общего, дополнительного образования и воспитания Н.В.Черемных и главный специалист по контрольно-аналитической деятельности Е.В.Евтух.
Содержанием сессии стали новая образовательная реальность, задачи управленческо-методической деятельности, новые техники работы с педагогами и обучающимися, оценивание, цифровизация управления и образовательного процесса, современные ресурсы диагностики и инструменты оценки квалификации педагога, наставничество (разные варианты взаимодействия: методист – педагог - ученик) и другие новые образовательные «тренды».
Цели организаторов и участников сессии заключались в следующем:
- обсудить задачи, ключевое содержание и способы организации методической работы на современном этапе – «на фоне» новой образовательной реальности;
- согласовать варианты взаимодействия, кооперации и ресурсной поддержки методической работы на краевом, муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения;
- обсудить возможные подходы и «каркас» модели методической работы на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения.
Участникам погружения удалось стать не только слушателями нового содержания, но и принять участие в дискуссии по различным проблемам образования. Дискуссия развернулась в основном по вопросам, связанным с требованиями к новым детским образовательным результатам и фактическим состоянием формата и системы образования. Как в условиях классно-урочной системы добиваться этих самых новых образовательных результатов? Возможно ли это в принципе? Какими должны стать повышение квалификации работников и методическая работа на уровне муниципалитета, образовательной организации, чтобы новые образовательные результаты были достигнуты?
Уделено внимание было и такому вызову современного образования, как наставничество. Участники сессии отметили, что внедрять «наставнические» подходы в условиях системы образования очень сложно, практически невозможно. Нужно, чтобы была сформирована образовательная среда. На это, к слову сказать, направлены некоторые региональные проекты национального проекта «Образование».
Руководители и педагоги познакомились с некоторыми новыми электронными платформами, к примеру, с мобильным электронным образованием (МЭО). Участники пришли к выводу, что цифровизация управления образовательной организацией и образовательного процесса, к сожалению, не является пока для наших школ объективной реальностью. Хотя определенные шаги в данном направлении уже делаются. Педагоги владеют современными информационными технологиями, используют их в работе. Учреждения оснащены некоторыми современными устройствами, призванными обеспечить цифровизацию. Есть надежда, что региональный проект «Цифровая образовательная среда» значительно продвинет работу в этом направлении.
В заключение сессии были сформулированы некоторые задачи, без решения которых в современной ситуации не обойтись.
1. В содержании образования: необходимо менять его в сторону от длитель-ных линейных курсов к коротким разноуровневым модульным дисциплинам разной направленности. Модули должны носить деятельностный характер, реализуя задачный подход в обучении.
2. В организации обучения: менять ситуацию в сторону сокращения классно-урочной системы и увеличения образовательных пространств за пределами кабинета, класса, школы. Выделение специальной линии само-
стоятельной работы учащихся с включением ее в общий объем учебной на-грузки учащихся, учебный план.
3. В системе оценивания: необходимо двигаться в сторону от накопитель-ной системы отметок к формирующему оцениванию.
4. В системе управления образовательным процессом: от стабильного линей-ного расписания уроков - к динамическому, нелинейному расписанию заня- тий, другая модель учебного плана, оценка индивидуального прогресса учащихся, от управления людьми к управлению средой.
5. В роли педагога: от роли учителя - к многопозиционности педагога.