Предмет «духовно-нравственное
воспитание» появится в школьном расписании через две недели. Тысячи
детей начнут проходить обучение по одному из шести предложенных
министерством образования и науки модулей: основам православной,
исламской, иудейской, буддистской культур, истории и культуры мировых
религий и светской этики. У большинства округов заявления от родителей
школьников о зачислении их детей на тот или иной модуль были уже в
январе. Правда, чиновники предупреждают, родители могут еще передумать:
у всех есть шанс перезаписать ребенка на другой предмет.
Получать духовно-нравственное воспитание будут в 19 областях семи
федеральных округов: в Еврейской автономной области, Пензенской,
Вологодской, Калининградской, Новосибирской, Томской, Курганской,
Свердловской, Костромской, Тамбовской, Тверской областях, в Камчатском,
Ставропольском, Красноярском краях, Удмуртской, Чувашской, Чеченской,
Карачаево-Черкесской республиках, в Калмыкии. По подсчетам «Газеты.Ru», наибольшее количество заявлений родители написали на модуль «основы светской этики». В 16 областях ее будут изучать более 75 тысяч школьников. На
втором по популярности месте основы православия; на третьем — история
мировых религий. Ислам подавляющее большинство жителей выбрало только в
двух республиках — Чечне и Карачаево-Черкесии. Буддистскую культуру
будут изучать больше 50% четвероклассников Калмыкии. Основы иудаизма
спросом не пользовались: в большей части регионов их не выбрали вовсе,
в оставшихся на этот урок пойдут меньше 1% школьников. Православие
лидирует среди четвероклассников Центрального округа. При этом в
Тверской, Тамбовской и Костромской областях основы иудаизма не захотел
изучать никто. В Тамбовской области с третьей четверти на «духовно-нравственное
воспитание», по данным областного управления образования и науки,
пойдут всего 8392 школьников. 55% начнут изучать основы православия, а
37% — светскую этику. В Тверской области участвуют в эксперименте 10572
четвероклассников, сообщили в тверском департамента образования. 62,3%
их родителей подписали заявление на изучение основ православия, 31,6% —
светской этики. Учителя Костромской области будут преподавать новый
курс 5450 школьникам. На основы православия пойдут около 75%
четвероклассников, 16,8% — на светскую этику. Костромская область стала
единственным регионам Центрального округа, где будет также
преподаваться буддизм. Правда, как сказали «Газете.Ru» в областном департаменте образования и науки, только 0,2% учащимся, то есть примерно 11 четвероклассникам. На светской этике остановились большинство семей Северо-Западного округа. В
эксперименте от него участвуют две области. В вологодском департаменте
сказали, что от их области это 10300 учеников, примерно 57% из которых
будут учить светскую этику и 25, 4% — основы православия. Источник в
министерстве образования Калининградской области сказал, что осваивать
новый предмет будут 7335 четвероклассников. 57% из них выбрали светскую
этику, 34% — основы православия. На светскую этику
основной поток детей пойдет и в Сибирской округе — одном из самых
многочисленных участников эксперимента. В министерстве образования и
науки Красноярского края сказали, что среди 25146 детей этот модуль
изучат 58,2%. Вторые по численности классы будут на истории мировых
религий — 21,5%. По данным же департамента образования Новосибирской
области, 1 апреля на духовно-нравственное воспитание пойдут 27697
школьников: 67% — на светскую этику, 18,5% — основы православия. В
Дальневосточном округе в эксперименте участвуют немного школьников. Из
Еврейской автономной области, согласно статистике регионального
комитета образования, новый предмет будут изучать 1714
четвероклассников, 61,26% которых выбрали основы православия и 24,09% —
историю мировых религий. На Камчатке в эксперименте участвуют 2283
школьника. Почти 47% из них выбрали светскую этику и 39% — основы
православия. В Курганской области, принадлежащей
Уральскому округу, из 8554 заявлений 60% также подано на модуль
светской этики. 20% родителей здесь хотят, чтобы их дети изучали
православную культуру. Предпочтения родителей в Приволжском округе разделились. Так, в Пензенской области сложилась уникальная в ходе эксперимента ситуация. 10055 участвующих в нем человек выбрали только два, как заявляют эксперты, «самых нейтральных модуля» — основы светской этики (62%) и мировых религий (38%).
В министерстве образования Пензенской области пояснили, что жители
региона исторически толерантны в отношении людей других религий.
Возможно, отсюда и повышенный интерес именно к вере народов, живущих
рядом, и светской этике в целом. «Пензенская область является многонациональным и многоконфессиональным регионом, — сказала «Газете.Ru»
главный специалист-эксперт областного минобра Ольга Дворянская. — У нас
богатый опыт ведения факультативной работы по преподаванию историй и
культур разных религий. Потребность родителей в изучении
религиоведческих курсов в целом удовлетворяется (в частности, при каждом культовом центре уже давно работают воскресные школы)». В
школах Удмуртии большая часть четвероклассников также прослушают курс
по основам светской этики. Из 13939 человек, по информации министерства
образования и науки Удмуртской республики, его выбрали 52%. А выбор
родителей из Чувашии распределился практически ровно по трем предметам:
из 11285 школьников в итоге 34,8% пойдут на основы православия, 32,8% —
на историю мировых религий и 30,5% — на светскую этику. Наиболее
разноплановым в вопросе вероисповедания оказался Южный округ. В его
республиках лидерами стали не православие и светская этика. Так, в
Чечне, как и предполагали специалисты, 99,64% родителей
четвероклассников (20645
человек) отправили их изучать основы ислама. На уроки православной
культуры здесь будут ходить только 73 ребенка. Остальные модули жители
Чечни проигнорировали. Во второй исламской республике округа —
Карачаево-Черкесии — мнения родителей разделились. Из 4161
четвероклассников на основы исламской культуры пойдут 37%, а основы
светской этики будут учить 22,9%. Калмыкия же стала единственным
регионом, где больше половины учеников — 51% из 2992 человек — выбрали
модуль буддистской культуры. В министерстве
образования Ставропольского края сказали, что более 60% детей
отправятся на основы православной культуры. Подробные данные в
Ставропольском крае предоставлять отказались. Заместитель министра
Ирина Кувалдина пояснила, что «не
бросаться цифрами» регион попросило вышестоящее начальство из центра.
По мнению чиновников, закрытая статистика говорит о толерантности
региона: «У нас
каждый без давления со стороны может идти куда хочет». Кроме того, в
министерстве подчеркнули, что цифры постоянно меняются, так как
родители решают переписать своих детей на другой курс. «Мы не препятствуем этому. Мы толерантный регион», — еще раз подчеркнула собеседница. Не стали предоставлять официальную статистику и чиновники Калининградской области. Источник в министерстве, сообщивший «Газете.Ru»,
что осваивать новый предмет будут 7335 четвероклассников, 57% из
которых выбрали светскую этику, также уточнил, что цифры «не
рекомендованы для обнародования в прессе». При этом чиновники
регионального минобра ссылаются на некие устные распоряжения своего
руководства «о
морально-этической стороне данной статистики». По их мнению,
опубликованные данные могут подтолкнуть родителей к выбору тех модулей,
за которые проголосовало большинство. В минобре Свердловской области
сказали, что предоставят данные только в течение месяца, после
официального запроса. А в Томской области распределение учеников на
модули не подсчитывали, так как родители меняют свое мнение. «Есть старые сведения, новые мы предоставим, как только уточним», — сказал один из сотрудников ведомства. В
образовательных ведомствах считают, что популярность светской этики
обусловлена тем, что родители еще до сих не видели ни одного учебника. «Следующий
выбор родителями будет сделан осознанный, увидят учебники и
сориентируются. А сейчас боялись, что их детям начнут преподавать
религию, а не культуру. Родители уже немного успокоились, и многие в
последствие подали заявления на модуль основы православия», — сказал «Газете.Ru»
ведущий специалист отдела нормативно-правового регулирования и кадровой
политики Главного управления образования Курской области Елена
Корнеевец. Доцент кафедры сравнительного изучения
религий Российского государственного гуманитарного университета Борис
Фаликов считает, что сложившаяся ситуация «была предсказуемой». «В
общем, с моей точки зрения, этого следовало ожидать. Дело в том, что,
несмотря на социологические опросы, согласно которым у нас более 70%
называют себя православными, по-настоящему православных людей в России
мало. Положительно на вопросы о том, как часто вы ходите в церковь или
причащаетесь, отвечают 5—6%. Это больше национально-культурная
идентификация», — говорит независимый эксперт. При этом Фаликов отметил, что до сих пор неясно, как будет преподаваться светская этика.
«Действительно, немного смешно, что в четвертом
классе будут читать основы светской этики. Не про Канта же
рассказывать», — сказал он. По мнению Фаликова, возможной причиной
популярность светской этики за Уралом может быть то, что «протестантские
церкви ведут там удачную деятельность». Кроме того, Фаликов напомнил,
что с разработкой учебника по светской этике были проблемы, в
частности, несколько раз у него менялись авторы. Автор же одобренного Министерством образования учебника «Основы православной культуры» диакон Андрей Кураев сказал, что статистика министерств неточная. «К
примеру, в городе Железногорск Красноярского края ноль людей выбрали
ОПК. Потом мы выясняем, что просто в городе не было родительских
собраний, никто не голосовал, никого не оповещали. Сами люди приходят и
говорят. По нашей статистике, 60% родителей заинтересованы в ОПК, но
механизмы, предложенные Минобрнауки, дают около 20%», — пояснил он «Газете.Ru». Диакон считает, что в школах «просто
не хотят напрягаться: считают, что проще преподавать один предмет,
поэтому не извещают родителей». Кроме того, до сих пор родители не
увидели ни одного учебника ни по одному модулю. «Мы
видим, что Минобрнауки так и не обкатало механизм выбора того или иного
предмета, хотя у него было такое поручение. Хорошо, что в сентябре
можно будет переголосовать, чтобы эта жуткая статистика не стала
вечной», — добавил Кураев. Регионы
действительно признают: единственное, что им нужно, чтобы начать курс,
— партии учебников, которые Минобразование и издательство «Просвещение» до сих пор не прислали. Как
ранее заявлял генеральный директор издательства Александр Кондаков,
учебные пособия должны поступить в регионы 20—25 марта. Но в некоторых
из образовательных ведомств «Газете.Ru» сказали, что сроки доставки уже сдвинулись еще дальше.
|