10:39 О Енисейске | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Человек рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, бесценное богатство: Родину. Есть хорошая русская пословица: человек без Родины- что дерево без корней. Прежде всего это относится к малой родине каждого человека- к месту, где он родился, вырос, обрел семью и любимое дело. Очень характерны в этом отношении малые города России, где нет сонмищ приезжающих, где каждый знает друг друга. Енисейск относится именно к таким провинциальным городам, которые не «давят» человека своими масштабами, не разобщают людей, а как в хорошем доме- сплачивают их, создают ту среду, тот климат жизни, в котором человек и город становятся общей судьбой. Маленький сибирский город, каких тысячи в нашей необъятной России, летом утопающий в сочной зелени тополей и берез, поблескивающий куполами церквей, а зимой – в белоснежных, искрящихся на солнце первозданной чистотой, сугробах. Енисейск сегодня- заповедный уголок нетронутой сибирской старины, единственный на территории Красноярского края город- памятник. У большинства таких городов – глубокие исторические корни и вековые традиции. Редко какие из этих городов в настоящее время сохранили свои промышленно-экономические позиции. Наш город – из этой категории. Видимо поэтому сложившиеся устои жизни способствовали сохранению и обеспечивают развитие городской системы образования. Еще в 18 веке в городе было открыто училище для детей простых горожан, не входящих в высокие сословия, в 1876 году учреждена и открыта мужская гимназия. В 1920 году в г.Енисейске был открыт первый детский сад для детей 6-8 лет. С 1962 года город Енисейск отнесен к категории городов краевого подчинения. Был образован Исполнительный комитет и его отделы, в том числе – городской отдел образования. В подчинения ГОРОНО было 18 школ, в которых обучались 9013 учащихся. На территории города находился детский дом, где воспитывались 150 детей. Сеть дошкольного воспитания насчитывала 25 детских садов, контингент воспитанников составлял 1962 ребенка. До 1978 года работал Енисейский государственный педагогический институт. Сегодня в городе функционирует Енисейский педагогический колледж, Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 13, школы, православная гимназия, УДОД, детские сады.
Каждое образовательное учреждения города уникально и неповторимо. Средняя общеобразовательная школа № 1 им.Кытманова, школа- музей. Это современное образовательное учреждение, расположенное в старинном здании- памятнике эпохи классицизма XIX века. Мужская гимназия, средняя школа № 45 им.Ф.М.Лыткина, средняя школа №1 им.Кытманова- вот неполные вехи развития учреждения. Сегодня здесь накоплен серьезный педагогический, методический, профессиональный опыт. Средняя общеобразовательная школа № 2. Одно из старейших на территории Сибири образовательных учреждений, которое прошло путь от малого народного училища до общеобразовательной средней школы. Согласно Указу императрицы Екатерины II с 1786 года в губернских городах стали открываться главные народные училища, а в уездных городах – малые народные училища. Добровольно- складочный капитал помог открыть такое училище 1 января 1790 года и в г.Енисейске. «Главная ценность- личность»- в этом убеждены все участники образовательного процесса школы № 2: ученики, их родители, педагоги. Средняя общеобразовательная школа № 3 сегодня предоставляет возможность получить среднее образование работающей молодежи на основе Учебно-консультационного пункта. Коллектив школы № 5 одним из первых освоил технологию проектирования и успешно применял ее в работе с учащимися, что обеспечивало их социализацию. В школе № 7 на базе школьного музея на протяжении ряда лет развернута успешная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, что актуально и имеет необходимые ресурсы в условиях военного городка. Школа № 13 – единственная школа начальной ступени образования, уникальна своими возможностями детского сообщества ровесников, где происходит не только успешная социализация, но и глубокое освоение программного материала. Первого сентября 2010 года откроет свои двери новая современная средняя общеобразовательная школа № 9. Негосударственное образовательное учреждение Православная гимназия…Идейным вдохновителем ее создания стал Благочинный церквей Енисейских и Красноярских, протоирей Геннадий Фаст. Духовно- нравственное воспитание личности- вот миссия этого образовательного учреждения. Время доказало, что никакие знания не делают человека сильнее. Сильным его делает дух. Задачу педагоги видят в укреплении этого духа. Межшкольный учебный комбинат. Уникальное учреждение, решающее задачи «допрофессионального» образования. Здесь образовательный процесс идет по двум направлениям: обучение учащихся школ города и района, работа с незанятой молодежью и безработными гражданами по приобретению ими профессии. История Центра детского творчества своими корнями уходит в историю пионерского движения, в далекий 1946 год, когда Постановлением бюро Енисейского райкома ВЛКСМ был образован фонд для оборудования и открытия городского пионерского клуба. В начале 50-х пионерский клуб был реорганизован в Дом пионеров и школьников. В 80-ые годы произошли коренные изменения в содержании деятельности и форме работы Дома пионеров, тогда же он был переименован в Центр внешкольной работы. В 1997 году произошло слияние двух учреждений : Центр внешкольной работы и Станция юных техников в Центр детского творчества. За это время учреждение перешло от досуговых функций к учебно- воспитательным. Станция юных натуралистов – учреждение, которое сегодня в рамках реализации программ эколого-биологической направленности, имеет успешный выход со своими идеями и результатами не только на городской уровень, но и в формат краевых акций, интенсивных школ, конкурсов. Более 40 лет прошло с тех пор, как в одном из купеческих домов города и в бывшем маслозаводе поселились ребятишки, и эти дома стали санаторным детским садом №4 и детским садом № 6. Одним из самых востребованных по-прежнему остается детский сад № 5, в котором сложился грамотный, творческий коллектив. Небольшой детский сад № 7 привлекает родителей семейной атмосферой, хорошими традициями, уютом, добросовестностью, большим опытом педагогов. Детский сад № 11 – единственное дошкольное учреждение, которое имеет условия для детей от 1,5 лет и успешно с ними работает. В группу раннего возраста детского сада № 11 по необходимости родителей принимаются дети со всех м/районов города. Годы, события, а за ними стоят люди, отдающие себя по крупице самым юным горожанам, приходящим сегодня в детский № 10 «Малышок». В 2008 году вновь открыт детский сад № 1 в обновленном здании и в новом для него качестве. В начале 2011 года примет детей в свои совершенные условия детский сад № 16 «Тополек». Идут годы , меняются методики, становятся содержательнее программы, но дети всегда остаются детьми. Интересная и яркая детсадовская жизнь ежедневно открывает дошколятам тайны окружающего мира, развивает инициативность, связанную с любознательностью, пытливостью ума. Но главное, что сохраняет и движет нашу систему в разные исторические периоды – это люди. Были среди работников образования мужественные защитники Родины во время ВО войны, такие как Гриб Петр Яковлевич, Кайчук Григорий Титович, Новиков Виктор Иванович, Кузовенков Сергей Алексеевич, который впоследствии 38 лет проработал учителем и директором школы. Мы помним Захарова Ивана Федоровича и Васильева Василия Ивановича – всегда отзывчивых и добродушных, любимцев детских аудиторий. Еще до войны начал педагогический путь Александр Николаевич Попов, а после трудился директором школы. По воспоминаниям выпускников, его уроки отличались содержательностью, всегда были интересны. Можно забыть имена…, но не сотрутся из память нашей мужественные лица земляков: Богданова Петра Николаевича, Ишметова Максима Александровича, Козьмина Алексея Ильича. После тяжелого ранения не смог вернуться на фронт Константин Петрович Кузнецов, с 1943г. работал он воспитателем и завучем в детском доме, руководил детскими театральными постановками, ребята изготавливали декорации и костюмы. Благодаря его доброте и терпению сотни детишек обрели второй родной дом. Именно под его руководством в годовщину Победы был заложен парк вокруг детского дома по ул. Декабристов. Ярких результатов в профессиональной деятельности добивались педагоги и в послевоенные годы. Такие, как Котлярова Вера Ивановна - директор шк.№13, талантливый, добросовестный руководитель. Цветкова А.Е. – под ее руководством была построена станция юных натуралистов, а результаты обучения и труда юннатов тех лет успешно представлялись в Москве на Выставке достижений народного хозяйства. Першина Александра Никитична – активная общественница, ликвидатор неграмотности среди взрослых женщин, награждена за свою работу орденом Ленина. Коновалова Екатерина Петровна – руководитель МО, наставник молодых педагогов, «Отличник народного просвещения». Руководителем городского пионерского штаба в послевоенные годы, организатором тимуровской работы в городе была Шароглазова Лидия Степановна, методист ЦДТ. Под руководством Гимрановой Конкордии Михайловны был создан первый школьный музей, посвященный енисейцам- фронтовикам. Свою трудовую энергию, любовь и добро много лет отдавали детям дисциплинированные, скромные, ответственные воспитатели Муфазалова Фаина Савельевна, Миронова Елена Семеновна и Кох Любовь Антоновна. Все новое возможно при наличии существующего опыта, сложившихся традиций, наличия определенных достижений, которые необходимо продолжать и развивать. Есть люди- профессионалы с большой буквы, целые семьи которых на протяжении многих лет трудятся в системе, продолжают дело образования. Общий стаж работы педагогических династий педагогов нашего города насчитывает от 43 до 302 лет. Самой старшей династии принадлежат Миронова Зоя Александровна и Калашникова Александра Алексеевна. А.А. родилась в семье педагогов Деревяшкиных, начавших свою трудовую деятельность в с. Колмогорово Енисейского района. Педагогами стали сестры Александры Алексеевны – Рудаковская Наталья Алексеевна, Герасимова Елена Алексеевна и дочь ее, Надежда Михайловна работает учителем в г.Москве. А Зоя Александровна, не только сама всю жизнь трудится в школе №2, но и дочь ее, и мама, Зырянова Нина Кондратьевна, посвятили жизнь этой школе. Учителем был и дедушка – Вельш Конрад Конрадович. Более 100 лет педагогическим династиям Яковченко Ольги Владимировны и Рычковой Валентины Евгеньевны. Начались они с довоенных лет, с учителей Мшар Марии Михайловны, которая открывала ученикам мир знаний во время ВО и была награждена медалью «За доблестный труд во время войны» и Рычковой Панны Иосифовны- фронтовички, участницы боев под Сталинградом. Яркие представители этих династий, представляющие их сегодня - Рычкова Валентина Евгеньевна и Жанна Николаевна, Поправа Нина Матвеевна и Надия Ахмаддуловна, Безъязыкова Наталья Юрьевна. Немного моложе династии Лукьянцевых Василия Сергеевича и Любови Владимировны, Петровой Татьяны Владимировны, Питаевой Ольги Борисовны. Чуть более 50 лет династии Усольцевой Светланы Николаевны, началась она с Нины Михайловны Усольцевой, пед. стаж которой 45 лет! Она удостоена многих педагогических наград, и, совершенно заслуженно, признана Почетным гражданиной г.Енисейска в 1999г. А внучка Нины Михайловны – молодой специалист, учитель физики. Все то хорошее, что есть сегодня в образовании Енисейска было бы невозможным без компетентности, профессионализма, самоотверженности тех людей, которые учили и учат, воспитывают сегодня целые поколения детей. Лицом нашего образования являются люди, которые получили заслуженное признание своего профессионализма на городском, краевом, федеральном уровнях. Это:
Патюкова В.В., Черемных Людм. Констант. Сухотина Надежда Гавриловна, Пирогова Г.К., Шамсутдинова Н.И., Акуненок Т.С., Попова С.В., Кытманова Н.Н., Деньгина И.М., Петрова Т.В., Тараторкина Св. Владим., Грибова Вал. Иван., Вагнер Наталья Давыдовна, А их дело – сеять в души детей семена добра, разума, человечности – успешно продолжают молодые педагоги, яркими представителями которых сегодня являются: Дрот О.Н., , Голикова Викт. Вас., , Пичугина Мария Геннадьевна, Куперчак Василина Анатольевна, Бондаренко Евгения Владимировна, Шахова А.Г., ) и многие другие.
Системность всех изменений, существующих сегодня как на уровне города, так и на уровне ОУ обеспечивают талантливые, мудрые современные руководители, стараниями, энергией, профессионализмом которых распахнутся 1 сентября 2010 года для учеников и воспитанников двери наших городских образовательных учреждений. Это наши руководители: Вершинина Л.Г.. Скобелкина Л.С., Миронова З.А., Кирьянова М.В., Хохлова Марина Геннадьевна, Жарникова А.В., Камалутдинов Р.Р., Селиванова Татьяна Аркадьевна, Сигоченко Нина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|