- 2008 Март
- 2008 Апрель
- 2008 Май
- 2008 Сентябрь
- 2008 Октябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Февраль
- 2009 Апрель
- 2009 Май
- 2009 Июнь
- 2009 Октябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Сентябрь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Май
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Май
- 2013 Июль
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Июль
- 2016 Сентябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2020 Октябрь
- 2020 Ноябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
10:10 Без туалета, но с интернетом | ||
Москва без денег
Самым революционным в новых стандартах является то, что они включают в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы. А это автоматически означает, что должно произойти полное техническое переоснащение материально-технической базы школ (это не только новые современные здания, но и появление в классах интерактивных досок(!), разнообразной компьютерной техники и т.д.). Но для этого потребуются миллиарды рублей. Недавно на депутатских слушаниях в Московской городской думе первый заместитель руководителя департамента образования столицы Лариса Курнешова сказала, что даже в прошлом году у Москвы не было средств на приобретение учебного оборудования. Такая же ситуация и сейчас. А это делает практически невозможным создание материально-технических условий для перехода к новым ФГОСам. «Если сейчас мы не отработаем модуль перехода к этой системе, то к 1 сентября 2011 года, когда пойдет массовое внедрение, качественно провести эту работу мы не сможем». По словам Ларисы Курнешовой, в прошлом году из-за кризиса департаменту образования не были выделены средства на закупку компьютерного оборудования. На начало этого года таких средств тоже нет. "В этом году городская целевая программа "Столичное образование-5" предусматривала порядка 770,48 миллиона рублей на создание условий для перехода на ФГОС, однако в январе департаменту образования пришлось зарезервировать 18% своего бюджета", - пояснила Курнешова. Несмотря на то, что определено уже 180 школ, в которых с 1 сентября 2010 года запланировано пилотное внедрение нового стандарта, на сегодняшний день "начать программу оснащения школ оборудованием не представляется возможным". Ужас заключается в том, что это – Москва. И это всего 180 школ. Что уж тут говорить о регионах! Деньги (региональные) потребуются и для того, чтобы оплачивать внеурочную деятельность учителей (походы, экскурсии…). Это тоже революционный прорыв новых ФГОС. Правда, пока это лишь благие пожелания: нововведение потребует пересмотра ряда нормативных актов, по которым на сегодняшний день оплачивается только учебная нагрузка учителя. Оплата внеурочной деятельности потребует от субъектов РФ дополнительных затрат. Например, норматив на одного ученика придется увеличить где-то на 30%. Совершенно непонятно, откуда неравным по своим финансовым возможностям регионам взять необходимые для модернизации школ средства в условиях кризиса? На муниципальные структуры ляжет основная финансовая нагрузка и по переподготовке учителей: по оценке некоторых специалистов, в ряде регионов более 70% школ не готовы формировать собственные программы (по новым стандартам им придется этим заниматься самостоятельно). Переподготавливать придется также директоров школ, и вообще, управленцев всех уровней: по мнению экспертов, если они не поймут нововведений, то ничего не получится. На переход к новым стандартам только ста восьмидесяти школ Москвы потребуется около 400 миллионов рублей, а для перехода всех полутора тысяч учебных заведений столицы – порядка 2 миллиардов рублей. Учитывая, что таких денег пока нет, депутаты Мосгордумы приняли решение о необходимости планирования и перераспределения средств для технического обеспечения школ, а также выделения отдельной строки в городском бюджете на 2011 год пункта о создании условий для перехода к ФГОС и повышении квалификации педагогов. Напомним, что речь идет о богатой Москве.
Что получится в реальности Как мы уже сказали, с 1 сентября этого года начнется пилотная апробация новых стандартов. В каждой территории отберут 50–100 школ, в число которых, как правило, входят базовые школы и школы – победители нацпроекта. Понятно, что такие учебные заведения оснащены куда лучше рядовых. Требования к обучению в них, может, и будут соответствовать новому ФГОСу. А вот как быть со всеми остальными, обычными школами, которые должны уже через год перейти к новым стандартам? Самым непреодолимым препятствием на пути к этой цели являются новые санитарные нормы – СанПиНы, которые утвердят в этом году. Они сочиняются с заботой о современном школьнике. Беда лишь в том, что выполнить их нереально. Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислав Кучма сказал, что они составлены с учетом нововведений последних лет – таких как интерактивные доски, работа с компьютером, режим школы полного дня. Изменятся требования к освещению школьных помещений и к оснащению медицинских кабинетов, увеличатся нормативы площадей в расчете на одного учащегося, обязательным станет наличие в школе информационно-библиотечных центров. Понятно, что старые школы, которых – большинство в стране – не соответствуют таким требованиям. Но, как заявил Кучма, «никаких закрытий школ в связи с введением новых санитарно-эпидемиологических правил не будет», на доработку образовательным учреждениям страны дается 5 лет. Совершенно понятно, что за такой срок не удастся все это сделать. Денег у регионов нет, и все надеются на федеральный центр. На проходившем в феврале этого года в Академии образования всероссийском семинаре-совещании, посвященном порядку введения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, надежда на помощь федерального центра была высказана заместителем директора Департамента государственной политики в сфере образования Еленой Низиенко. Она заявила, что надежды на выполнение нового ФГОСа могут оправдаться лишь в случае утверждения правительством нового направления нацпроекта под названием «Современная школа» на 2011–2012 годы, в рамках которого на конкурсной основе будут выделяться средства на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство школ. Чиновница указала, что окончательное решение по этому вопросу будет объявлено в конце февраля, на заседании Совета при президенте по нацпроектам. Действительно, в самом конце феврале Совет действительно состоялся. Но ни слова об этом на нем сказано не было. Введение новых образовательных стандартов не должно превратиться в пустую формальность, заявил Владимир Путин на заседании президиума Совета при президенте. "Уже с 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут заниматься по новым образовательным стандартам. Нужно обеспечить, чтобы внедрение этих более современных стандартов не превратилось в пустую формальность, а реально изменило к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах", - сказал глава правительства. Он обратил внимание главы Минобнауки РФ на то, что эти стандарты должны подвергаться критическому анализу с привлечением ведущих специалистов. Путин подчеркнул также, что особую ответственность несут также власти субъектов Федерации и муниципалитетов. Очевидно, что если не последует решение о новом нацпроекте (или финансирование из Центра будет осуществляться в какой-то другой форме), никакого «нового стандарта» и тем более – «нашей новой школы» не будет. Решение останется на бумаге, а школа (особенно сельская) останется на уровне ХIХ века – с туалетом на улице, зато – с Интернетом в избе. | ||
|